Сообразительные мамы уже давно поняли, что дети охотнее всего занимают свой досуг вовсе не игрушками, заботливо купленными родственниками, а завораживающим творчеством – рисованием. Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться.
Изучая процесс появления рисунков на бумаге, малыш, с одной стороны, познает секреты красок, карандашей, кисточек, мелков, а с другой - учится замечать, что происходит вокруг и размещать на листе картона или бумаги то, что будоражит его формирующиеся мысли. Рисование развивает интеллектуальные способности крохи, укрепляет мускулатуру пальчиков, развивает тонкие движения рук. Удерживая карандаш или кисточку с краской, ребенок тренирует координацию движений глаз и рук, что обязательно пригодится ему в дальнейшем при обучении чтению и письму. Неуклюжие детские рисунки часто вызывают у пап и мам умиление, да и только. Но все так просто, лишь на первый взгляд.
Если вы стали свидетелем появления еще одного шедевра кисти "великого" мастера, не спешите называть это никому не понятным творением и класть на дальнюю полку, к коллекции остальных рисунков. Лучше повнимательнее рассмотрите картинку. Сегодня мы постараемся помочь вам расшифровать тайный смысл композиции и понять, что значат эти странные пятна, загадочные линии, точки, зигзаги в неповторимых полотнах под названием "Мама и папа" или просто "Бябяка"... Психологи считают, что через рисование дети изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя. Если вы будете внимательны, то заметите, что в этих, нелепых на первый взгляд, творениях маленького человечка собраны все его интересы, тревоги, ценности, то есть все, что волнует ребенка, но о чем он пока не может спросить или рассказать словами. Именно через изображение на бумаге малыш передает свои чувства, свое отношение к людям или событиям.
С чего все начинается?
В один прекрасный день ваш малыш, случайно взмахнув зажатым в кулаке фломастером, заметил, что на листе бумаги или обоях остался след в виде какой-то линии. Он взмахнул рукой еще раз, немного сильнее, и линия стала заметнее. Это открытие привело ребенка в сильнейшее возбуждение, и, чтобы убедиться в "чистоте эксперимента", он повторял его до тех пор, пока белый лист не превратился в калейдоскоп пестрых черточек и пятен... Наступает время замечательных открытий, и карандаши, краски, фломастеры становятся самым настоящим источником чудес. Конечно, малышу не сразу удается нарисовать то, что хочется. Сначала годовалый или полуторагодовалый ребенок, изображает более или менее кривые линии. Затем, когда рука немного окрепнет, ближе к двум годам, черточки приобретут форму спиралей, потом овалов, кружочков. И, наконец, к трем годам из-под пера художника будут выходить углы и ломаные линии, то есть то, из чего можно собрать настоящую картинку.
Что значат цвета?
Для нас, взрослых, цвет часто несет символический смысл: черный олицетворяет печаль, страх; красный - страсть, агрессию; желтый - радость, энергию. Иногда мы невольно принимаемся рассматривать детские рисунки с этой точки зрения, забывая, что взрослое цветовое восприятие не совсем подходит для ребенка. У малыша процесс изучения красок начинается с того, что какой-то один цвет привлекает его внимание больше и становится предметом экспериментов. Так, в течение некоторого времени все детали рисунка (дома, люди, машины, деревья) будут густого черного цвета. Не пугайтесь, это не означает, что ребенок переживает депрессию или слишком мрачно смотрит на жизнь, просто сейчас он занимается изучением черного цвета и восхищается его энергичностью, густотой, весомостью. Обычно увлечение одним цветом проходит в течение одной-двух недель. Затем ему на смену может прийти другой оттенок. И только после того, как малыш познакомится со всей палитрой, мир его рисунков снова станет многоцветным. В более старшем возрасте, когда дети избирательно используют цвета при рисовании, уже можно попытаться определить их темперамент и характер. Напористые и непоседливые выбирают обычно теплые и горячие цвета - малиновый и оранжевый. Холодные тона предпочитают тихие, мечтательные, серьезные малыши. Их привлекают синий, голубой, бледно-желтый. Контраст черного и белого - отражение внутреннего конфликта, с которым малыш никак не может справиться. И еще обращайте внимание, как ваше дитя раскрашивает изображение. Если карандаш то и дело выскакивает за пределы контура, значит, малыш свободолюбив и наделен даром независимости. Если же рисунок раскрашен канцелярски аккуратно и уж тем более, если между контуром и основным цветом остается белая полоса - это знак, что малыш не уверен в себе, чувствует себя беззащитным и постоянно нуждается в вашей поддержке.
Нарисуй нас!
Хотите заглянуть в душу малыша? Выберите время, когда ребенок возьмет карандаши и альбом, и предложите ему нарисовать следующие тестовые рисунки. Начните с семьи (для маленьких можно порекомендовать нарисовать семью в виде растений). Это классический прием в психологии, который позволяет отразить душевное состояние ребенка и отношение его к близким. Не подсказывайте и не уточняйте, кого именно и как он должен рисовать. Не мешайте маленькому «Рафаэлю», а тихонько наблюдайте за ним. Возможно, вас ждут открытия.
Папа, мама, я...
В какой последовательности ребенок нарисовал членов семьи? Если первым нарисовал себя, это вовсе не значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть. Ведь малыш рисует свой мир, в котором он - главный добрый волшебник. Другое дело, если он нарисовал одного себя. Это означает, что он не чувствует себя членом семьи, существует сам по себе. После себя, как правило, ребенок рисует того члена семьи, которого считает самым важным. Последними на бумаге обычно появляются братья наши меньшие – кошка и собака. А вот если хвостатый друг оказался вторым по счету, значит, малышу одиноко. Если ребенок «забыл» нарисовать кого-то из близких, это тревожный сигнал. Стало быть, этот «кто-то» малышу неприятен. Может быть, это месть за недавнюю обиду или наказание. Опасный и грозный сигнал, если ребенок не нарисовал себя. Значит он по каким-либо причинам «не видит» себя в структуре семьи, не чувствует свою нужность и ценность.
Все дети хотят скорее вырасти, поэтому рисуют себя вровень со взрослыми – ну, может, чуточку ниже. Если же малыш нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он слишком зависит от родителей, которые мешают ему проявлять собственную индивидуальность и самостоятельность. Размер в рисунке означает значимость роли человека в семье. Когда семья нарисована в виде растений, чаще всего мама изображается цветком, а папа деревом. Если кто-либо изображен ромашкой (обычно мама), то это говорит о сомнении в ее чувствах к себе – «любит, не любит». А, если присутствует кактус, то этот человек явно «колит» ребенка своим поведением и контакт с ним болезненный. Дерево с плодами и листьями – человек, готовый дарить любовь и внимание, делающий добро по отношению к малышу. Дерево без листьев, «голое», сухое - означает скупого на чувства, строгого и «сухого» человека, ребенку не хватает доброты от него. Если кто-то изображен травой, то это означает малозначимость, неприметность (не полностью сформированную личность).
Все вместе
Если на рисунке все родственники стоят рядом и держатся за руки, ребенок чувствует себя частью единого целого. Он уверен во всеобщей любви к нему. Ближе всего к себе ребенок рисует самого милого ему человека, которому доверяет всем существом. Родители, которые мало общаются друг с другом и с ребенком, появятся на листе бумаги в разных углах или в отдельных окошках, разделенные линиями. Хуже, если они будут стоять спиной друг к другу. Младшие братья или сестрички тоже частенько оказываются в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей. А щербатые улыбки от уха до уха, бантики, цветочки, воздушные шарики, бабочки, вокруг - верный признак, что ребенку хорошо в этом мире.
Ноги, руки, голова
Дошколята уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает. Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе перед тем, что он может наказать, ударить. Если папа часто ругает ребенка, ребенок может «забыть» нарисовать ему рот. Большие и толстые ноги у фигурок свидетельствуют, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно стремится к более надежному фундаменту семейных отношений. Малыш, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами. Автор, рисующий длинноногих, скорее всего стремится к независимости, а если начинающий художник изображает всех с поднятыми вверх руками, это не очень хорошо. Значит, ему нравится внушать страх, нравится, когда его боятся.
«Несуществующее животное»
Попросите малыша изобразить несуществующее животное, которое живет только в его воображении, в его внутреннем мире. Анализируя рисунок в целом, обратите внимание на наличие следующих элементов. Рога, копыта, когти, иголки, острые углы, зубы, оскал, мускулатура, чешуя, оружие, шлем, латы свидетельствуют об агрессии, о скрытом присутствии страха, выражают желание защититься от страха. Например, это может означать «давление сверху», чрезмерная, излишняя опека. В 80% случаев это гиперопека родителей и в 20% - учителей в школе. Если у животного есть крылья - ребенку неуютно в этом обществе (с родителями, школой или вообще в этом мире). Большие круглые глаза говорят об испуге, страхе. Отсутствие ушей, часто свидетельствует о чрезмерных нотациях, нравоучениях родителей, к которым ребенок перестает прислушиваться, не воспринимает, «пропускает мимо ушей». Не нарисованны ноги – отсутствие или плохо сформированная опора. Отсутствие рук или не прорисованные кисти означают, что страдает коммуникативность, общение с родителями, сверстниками, либо ребенок не находит общего языка в школе. Если в рисунке голова резко превалирует над телом – это означает, что ребенок больше думает (рационалист), чем чувствует.
Обычно в детских рисунках отражается отношение ребенка к самому себе, окружающему миру и ко всему происходящему вокруг. При этом самые главные предметы изображаются яркими и крупными, и это нарушает реальные пропорции. Малыш может нарисовать себя больше дома, потому что он рисует СЕБЯ, или сделать любимого щенка ростом с папу... Как вы уже успели заметить, не только приятные персонажи становятся самыми заметными на рисунке. Обычно большими и яркими рисуются переживания, малыш помогает себе справиться с новыми или непростыми событиями жизни. Обычно это проявляется в повторяющихся сюжетах или формах. Так, дети, чувствующие себя неуверенно в изменчивом и непостоянном мире взрослых, создают упорядоченные рисунки, напоминающие схемы метро, системы водопроводов с кранами, географические карты.
Дети, пережившие сильный испуг, повторяют страшные фрагменты из рисунка в рисунок, изображая напугавший их пожар, собаку или машину. Чаще всего волнующая тема постепенно сходит на "нет", и у малыша появляются новые сюжеты для рисования. Однако, если один и тот же эпизод повторяется и становится навязчивым (например, ребенок рисует его в течение двух или больше недель), взрослым стоит обратить на это внимание и, возможно, обратиться за помощью к детскому психологу. Многие рисунки помогают малышу разобраться с самим собой. Так, пока ребенок воспринимает себя (свое тело) как что-то цельное и единое, на его "полотнах" появляется изображение человека, у которого голова и туловище изображается одним предметом, много-много палочек наверху обозначают волосы, а четыре по бокам - руки и ноги. Со временем изображение человека становится все более реалистичным и вскоре достигает вполне нормальных форм и очертаний.
Как вести себя родителям?
Обязательно показывайте малышу свой интерес к его творчеству, не ограничивайте его правилами и заданными формами. Подписывайте его рисунки, украшайте рамками, устраивайте выставки картин. Помните: то, что никому не нужно и никого не радует, то не вызывает вдохновения. Если ребенок рисует агрессивные картины, используя преимущественно темные цвета будьте насторожены – у вашего малыша проблемы. Обратите внимание на обстановку в семье, детском саду, школе. Возможно, вам понадобится профессиональная помощь - консультация психолога. Рисуйте для ребенка и вместе с ним, иллюстрируйте придуманные вместе сказки или истории. Если вам кажется, что малышу не нравится рисовать, причина, возможно, скрывается в вашем отношении к его творчеству. Может быть, вы многого требуете от него или ждете совершенства там, где он может предложить только непосредственность или спонтанность? Не переживайте, если из вашего ребенка не вырос великий художник. Главное, что рисование помогло ему развить воображение, научило фантазировать и управлять своими желаниями, заглянуть в свой внутренний мир, перебороть страх и сомнения, жить в согласии самим собой и окружающими.
Гульжан Рустемова Консультант Владимир Стеблянко, психолог центра медицинских и психологических проблем, президент ассоциации психологов РК Журнал "Кенгуру" №42