Проблемы гиперопеки или сверхзаботы

Что такое гиперопека, насколько она может быть полезной или вредной? Полезная информация Мой малыш


Вы смотрите мобильную версию форума "Уголок домохозяйки".

Уголок домохозяйки »
Мой малыш »
Полезная информация »
Проблемы гиперопеки или сверхзаботы
RSS
Проблемы гиперопеки или сверхзаботы
Автор статьи: Домовой
Первоисточник: Уголок домохозяйки


Когда человек становится инвалидом, ему вновь приходиться приспосабливаться к жизни. Ему нужно учиться самообслуживанию и иногда для этого ему требуется помощь близких людей. Ещё сложнее может быть в том случае, когда человек является инвалидом с рождения - ведь в этом случае ему предстоит длительный и сложный процесс реабилитации. Но это и так понимают родители этого человека, конечно, если семья благополучная. Они начинают опекать свое взрослое или не совсем взрослое чадо. Со временем они привыкают к такому положению вещей и, даже не представляют жизни без этой заботы.

Существуют различные взгляды на проблему гиперопеки, однако основным отрицательным фактором этого явления многие исследователи видят в том, что черезмерная забота приводит к разрушению инициативности. Опекаемый привыкает жить в тех рамках, которые навязывает опекающий и у него пропадает желание что либо менять. Во-первых - такое положение вещей становится дополнительнной нагрузкой для опекающего. Во-вторых - отсуствие инициативы приводит к тому, что человек теряет способность приспосабливаться к окружающим условиям. Как результат - в случае значительного изменения бытовых условий, инвалид окажется неприспособленным к изменившейся жизни. Не умея за собой ухаживать, не имея цели в жизнь и с отбитым желанием жить он быстро опустится на самое дно жизни. А если у вас в семье ребенок инвалид, то подобная забота может привести к задержке психического развития и к другим проблемам.

Давай те посмотрим, что по поводу гиперопеки, а именно так называется сверхзабота, говорят ученые психологи. Например Т. В. Лоза считает, что:

«Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка – инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

Сравнивая эти выводы можно сделать вывод что опека по отношению к людям с особыми потребностями должна быть осторожной, чтобы она приносила только пользу, но не вред.



Текущий рейтинг темы: Нет



Показать комментарии (1 комментарий)
Отправка сообщения
Ваше имя (если Вы гость):    Зарегистрироваться (по желанию)
Защитный код (введите цифры, которые вы видите на картинке справа):
Включите графику, чтобы увидеть код
BoardCode